31 января 2019 года г. Волгоград

 

  

Доклад

заместителя председателя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области А. Н. Кузенко на тему:  

"Влияние развития мелиоративного комплекса на сохранение защитных лесных насаждений и лесных массивов на территории Волгоградской области"

 

Уважаемые участники форума!

 

      Долгие годы вопросы защитного лесоразведения и лесного хозяйства неразрывно связывались и регулировались единым законодательством.

Изменения в начале двухтысячных в системе государственного управления, а также необходимость существенного повышения эффективности и объемов использования лесов, совершенствования арендных отношений потребовали принятия в 2006 году нового Лесного Кодекса  РФ.

      Действующий Лесной Кодекс установил новую систему прав на лесные участки; закрепил децентрализацию системы управления лесами, большой объем полномочий в области лесных отношений передал органам государственной власти субъектов РФ; изменил классификацию лесов; предусмотрел систему новых актов лесного планирования, включая Лесной план субъекта РФ и лесохозяйственный регламент, но в то же время исключил регулирование вопросов защитного лесоразведения.

      Для нашего региона большую актуальность имеют вопросы, связанные с агролесомелиорацией, в частности защитным лесоразведением, но особенно остро стоят вопросы с защитными лесными насаждениями на сельхозземлях, так называемыми "колхозными лесами", которых в прошлом веке создано более 200 тыс. га.

      Отмечу, что только около 117 тыс. га  указанных лесозащитных  насаждений включены в состав земель лесного фонда и получают необходимый уход, а большая часть непринятых "таких лесов" расположена на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Они не обрабатываются и деградируют.

      В настоящее время отсутствует единый подход к управлению защитным лесоразведением, контролю и регулированию деятельности в  этой области в условиях различных форм собственности на землю. Недоработана правовая основа для организации и функционирования единой системы защитного лесоразведения.        

Отсутствует документ стратегического планирования по данному вопросу.

      Так, Лесной кодекс не регулирует правовые вопросы использования  защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения. Область защитного лесоразведения базируется на положениях федеральных законов "О мелиорации земель" и "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", а также Земельного кодекса Российской Федерации. Но в тоже время не приняты правила содержания защитных лесных насаждений, что предусмотрено статьей 29 Федерального закона "О мелиорации". Это затрудняет работу собственникам земельных участков, в границах которых произрастают защитные лесные насаждения.

Земельные участки из земель сельскохозназначения, занятые лесными насаждениями могут находиться как в частной собственности, так и в собственности субъектов Российской Федерации и предоставляться в аренду.

      В 2013 году был принят Закон Волгоградской области "О сохранении и воспроизводстве защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения Волгоградской области", который регулирует вопросы сохранения и воспроизводства защитных лесных насаждений на земельных участках находящихся в собственности Волгоградской области, а также определяет ряд норм, распространяющихся на защитные лесные насаждения, расположенные на земельных участках, используемых собственниками.

      В период с 2014 по 2015 годы на территории области, совместно с органами местного самоуправления, проведена масштабная работа по инвентаризации земельных участков, занятых защитными лесонасаждениями на землях сельскохозяйственного назначения, с целью выявления  пользователей земельных участков, в том числе на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

      Проведенный анализ имеющихся данных показал, что на территории Волгоградской области имеется более 29,9 тыс. земельных участков  сельхозназначения, занятых защитными лесными насаждениями, общей площадью 73 тыс. га. При этом установлено, что около 70 % защитных лесных полос располагаются на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. По состоянию на сегодняшний день зарегистрировано право собственности Волгоградской области на 673 земельных участков, занятых защитными лесными насаждениями, общей площадью 4,3 тыс. га.

Инвентаризацией установлено, что 50,2 тыс. га насаждений имеют удовлетворительное состояние. Состояние насаждений на площади 22,8 тыс. га определено как неудовлетворительное.

       Хочется обратить внимание на тот факт, что у более 10 тыс. га ранее созданных защитных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения попросту не установлено место их произрастания. За эти годы они полностью погибли, вырублены или распаханы.

       Установлено,  что  земельные участки занятые защитными лесными насаждениями, находятся в различных видах пользования, а именно:

          в государственной не разграниченной собственности находятся 70 %      

          земельных   участков на площади  50,5 тыс. га;

в собственности физических и юридических лиц 4 % на площади 2,8 тыс. га;

в общедолевой собственности 10 % на площади 8 тыс. га;

в собственности Волгоградской области 6 % на площади 4,4 тыс. га;

в федеральной собственности на площади 0,2 тыс. га;

в постоянном (бессрочном) пользовании на площади 0,5 тыс. га.

в аренде, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследовании и др. 5 % на площади 4,2 тыс. га;

в муниципальной собственности 4 % более 3 тыс. га.

 

       При проведении инвентаризации защитных лесных насаждений установлено, что их часть произрастает вблизи земель лесного фонда и состоит из хозяйственно ценных пород деревьев, что и насаждения лесного фонда (сосна, дуб, акация и т.д.).  

Мероприятия по их содержанию могли бы проводиться в рамках ведения лесного хозяйства при включении таких насаждений в состав лесного фонда. Это позволило бы сохранить такие насаждения и, соответственно, не потерять их функционал, а также решить вопрос охраны таких насаждений от незаконных рубок, пожаров, болезней леса.

 

      Сегодня ведется  работа по переводу таких земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда, в первую очередь - земельные участки, оформленные в собственность области (4,367 тыс. га.) Данные участки непригодны для осуществления сельскохозяйственного производства, и являются обязательной составляющей по сохранению окружающей среды. Комитет сельского хозяйства поддерживает проведение данной работы, и считает, что включение таких земель в состав лесного фонда позволит улучшить качественное состояние ЗЛН и в целом положительно отразится на землях сельскохозяйственного назначения. Это предложение также  поддержано Росимуществом.

 

      Необходимо отметить, что состояние в котором находятся ЗЛН и земли прилегающие к ним оказывают негативное влияние на пожарную ситуацию на территории субъекта и РФ в целом. Такая обстановка характерна не только для ВО.

 

      В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2016 № 807 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения пожарной безопасности территорий" Правила пожарной безопасности в лесах и Правила противопожарного режима в Российской Федерации дополнены обязанностью лиц, владеющих, пользующихся и (или) распоряжающихся территорией, прилегающей к лесу осуществлять профилактические противопожарные мероприятия.

Собственники территорий прилегающих к лесам обязаны обеспечивать их пожарную безопасность.

 

     В 2016 году был составлен реестр землепользователей и сформирован объем противопожарных мероприятий с перечнем видов и сроков работ планируемых к исполнению.

 

      В муниципальных районах Волгоградской области созданы рабочие группы по контролю за их исполнением. В состав рабочих групп включены представители администраций муниципальных образований Волгоградской области, территориальных органов ГУ МЧС России по Волгоградской области, ГКУ "Противопожарная служба Волгоградской области", лесничества.

 

      Так, на территории Волгоградской области противопожарные мероприятия в течение 2017 – 2018 годов проведены землепользователями в следующих объемах:

 

п/п

Наименование мероприятия

Годы

2017

2018

1.

очистка полосы шириной не менее 10 метров от сухой травянистой растительности, валежника, порубочных остатков, км

722

730

2.

устройство противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 0,5 метра, км

7281,7

10885

3.

устройство иных противопожарных барьеров, км

11,2

17

 

     В 2017 году работа шла очень сложно, удалось добиться исполнения своих обязанностей от землепользователей только в 70 % случаев. А в 2018 уже 100%.

В течение пожароопасного сезона рабочими группами в 2018 проведено свыше 700 рейдов, в ходе которых выявлено 29 нарушений требований постановления Правительства РФ № 807 по 20 из которых составлены административные протоколы по ст. 20.4 "Нарушение требований пожарной безопасности" КоАП РФ, по 9 вынесены предостережения.

      Анализ показал, что согласно данным информационной системы дистанционного мониторинга Рослесхоза на территории Волгоградской области в 2018 по сравнению с АППГ снижено количество ландшафтных пожаров на 20% (2017 год 1504 шт., 2018 год 1208 шт.),

и на 15% по площади (2017 год – 177230 га., 2018 год – 151100 га).

По статистике 98 % лесных пожаров возникает по причине перехода огня с сопредельной территории.

       Поэтому считаем, проделанная работа в части реализации положений постановления Правительства Российской Федерации № 807 и ввод большего количества территорий в обработку сельхозтоваропроизводителями позволила значительно снизить число и площадь лесных пожаров, а также ущерб, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года:

- в 1,9 раза по количеству случаев (2017 год – 33 лесных пожара, 2018 год – 17 лесных пожаров);

-в 7,9 раза по площади (2017 год – 1143,29 га, 2018 год – 144,73 га);

-в 3 раза по размеру ущерба (2017 год – 200 млн. руб., 2018 год 66,0 млн. руб.).

 

      В пожароопасном сезоне 2019 года работа по реализации положений постановления Правительства РФ № 807 будет продолжена.

 

      Предложения:

1) продолжить работу по разработке Стратегии развития защитного лесоразведения, как документа определяющего единый подход управления защитным лесоразведением;

2) рассмотреть вопрос о внесении в федеральное законодательство норм, регулирующих порядок предоставления земельных участков, занятых защитными лесными насаждениями, в части  упрощения их предоставления заинтересованным юридическим и физическим лицам, в том числе предоставлять такие земельные участки, находящиеся в государственной собственности в безвозмездное пользование.

3) для эффективного регулирования указанной сферы отношений на федеральном уровне закрепить четкие правила содержания защитных лесных насаждений (по аналогии с действующим лесным законодательством),  включающие в себя нормы проектирования, создания и реконструкции таких насаждений.

4) считаем, что мелиорация земель это важный шаг не только в развитии сельского хозяйства Юга России и ВО но и действенная мера направленная на обеспечение пожарной безопасности и как следствие сохранения ЗЛН, лесных массивов ГЛФ граничащих с ними, а также населенных пунктов.

 

Выработка единого подхода к решению проблем защитного лесоразведения и вопросов нормативного регулирования, как на уровне регионов, так и на федеральном уровне, приведет к сохранению защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения.

 

Спасибо за внимание!